Невидимый и неуловимый самолет, который пришлось «отдать» NASA

В октябре 1962-го взоры всего мира были прикованы к Кубе, где конфликт сверхдержав вот-вот мог перерасти в ядерную войну. Но едва страсти утихли, еще один международный скандал случился на Урале – правда, под покровом секретности.

Невидимый и неуловимый самолет, который пришлось «отдать» NASA

Побег на планере

U-2  кабина пилота

И хоть никто не будет отрицать, что мастерство пилота помогло Молтсби выбраться из непростой ситуации, U-2 сработал именно так, как задумали его конструкторы десятилетием ранее.

За десять лет до спутников

В 1949 году СССР произвел первое испытание атомной бомбы, а буквально год спустя страна стала агрессивно защищать свое воздушное пространство, перехватывая любой самолет, который приближался к ее границе. Первая в мире ядерная держава – США – утратила и монополию, и лидерство. Пентагон чрезвычайно заботили вопросы о том, как продвигается советская программа разработки стратегических бомбардировщиков, на каком этапе находится создание МБР и каковы объемы советских ядерных арсеналов. Нужен был самолет, который мог бы проникать в советское воздушное пространство без риска быть перехваченным.

Это та самая легендарная камера, которая сопровождала U-2 в его шпионских миссиях над Советским Союзом и Кубой. В наши дни набор камер увеличен, функции их расширены. Ну и разрешение, конечно, выросло.

Кроме того, самолету нужна была камера с разрешением, которое позволило бы рассмотреть с заданной высоты предметы размером не более 70 см. На то время таких камер не существовало. Lockheed заключил контракт с Джеймсом Бейкером из Гарвард­ского университета и Ричардом Скоттом Перкином из компании Perkin-Elmer на разработку и изготовление ограниченной серии фотокамер, которые обладали бы требуемым разрешением и при этом вписались бы в параметры полезной нагрузки самолета – всего 200 кг с небольшим.

Самолет U-2

U2-2S технические параметры

Но несмотря на все опасения, ЦРУ сочло именно такие параметры наиболее оптимальными: это позволяло избежать поражения от ракет и советских истребителей и оказаться на достаточной высоте, чтобы не появиться на экране радаров.

ТТХ U-2S

Весь этот комплекс, состоявший из взлетно-посадочной полосы и ангара, использовался для испытаний многих секретных самолетов и снискал себе славу известной «Зоны 51». Во время первых испытаний все шло совсем не гладко: выявились новые проблемы. Герметичные пробки текли на высоте, а тормоза при экстремальных посадочных режимах не могли остановить самолет. Даже реактивное топливо создавало проблемы: при отсутствии атмосферного давления в баках моторы воспламенялись. Большие крылья тоже создавали неприятности: из-за экранного эффекта они все еще парили над полосой, хотя пилоты упорно старались посадить машину.

U-2

Пилот U-2 Фрэнк Пауэрс поднялся в воздух с аэродрома в Пакистане с заданием пролететь над советской территорией 4700 км и приземлиться в Норвегии. На этот раз его самолет был поражен советской зенитной ракетой. Пилот катапультировался с высоты 20 000 м и попал в руки КГБ. В NASA предположили, что катапультироваться с такой высоты и остаться живым невозможно, и заявили, что самолет агентства был потерян где-то в районе Турции, возможно, попав в советское воздушное пространство. Для прессы был срочно подготовлен рисунок крылатой машины с символикой NASA и фальшивым бортовым номером.

Советское руководство дало американским властям несколько дней для солидного аргументирования этой истории, а затем сообщило, что самолет летел со шпионской миссией и пилот находится у них в руках. Так великие державы приготовились к обмену: американцами уже был арестован советский разведчик Рудольф Абель.

Замены нет

С тех пор программу U-2 подхватили американские ВВС, и это кураторство продолжается уже шесть десятков лет. Самолет подвергся ряду модификаций, в частности крылья удлинились с 76 до 100 м. Новый турбовентиляторный двигатель поднял практический потолок машины до 22 500 м, а скорость увеличилась до 800 км/ч. Дополнительные усовершенствования сделали возможной заправку в воздухе, что повысило радиус действия до 11 000 км. Кроме того самолет был оборудован высокотехнологичными сенсорами, которые позволили наблюдать за заданной территорией с еще большей точностью, чем когда-либо ранее, так что U-2 способен рассматривать объекты, которые пока недоступны спутникам. «Нам нужно всего восемь часов, чтобы взлететь и отснять подробную карту штата Калифорния, – говорит майор Трэвис Паттерсон (Левша). А разрешение будет таким, что, если кто-то там внизу держит газету, вы сможете прочитать заголовки.

Самолет U-2

Однако, несмотря на все модификации, U-2 остается на сегодняшний день таким же необычным, каким он был, когда его только что придумали. Его странное «кривобокое» шасси, помещающееся только в фюзеляже, дополняли лишь отбрасываемые стойки с колесиками на кончиках консолей крыла. Видимость из кабины была настолько ограниченной, что пилотам при посадке приходилось полагаться на указания пилотов из спорткара, мчащегося впереди по взлетно-посадочной полосе. Все эти шесть десятков лет полеты на U-2 оставались непростым приключением даже для опытных военных летчиков. «Маневрирование на низкой высоте требует высокой концентрации внимания, а поскольку двигатель оснащен только механическими органами управления, – говорит Миллер, – приходится еще и немало попотеть, прежде чем добьешься нужного режима. Если же добавить сюда 11 часов в скафандре, когда ты пристегнут к герметизированному креслу, то да, такое не каждый выдержит». В последние годы пилотам U-2 приходилось выполнять задания в небе Ирака и Афганистана и они длились около 12 часов, однако значение собранных данных о позициях боевиков трудно переоценить.

Современные U-2 – это совсем не те машины, которые поднялись в небо в 1960-е. Между началом программы и 1989 годом было построено 104 U-2, и самая новая модификация – U2-R – вступила в строй в 1981 году. В этой версии много усовершенствований, включая, например, новый локатор для сканирования земной поверхности. В 2014-м американские ВВС планировали заменить U-2 беспилотным RQ-4 Global Hawk, но выяснилось, что он не может быть полноценной заменой. U-2 способен нести на себе более тяжелые и более качественные сенсоры, при этом оставаясь дешевле в эксплуатации. После окончания холодной войны все находящиеся на службе ВВС U-2 были переоборудованы с индексом U-2S и под таким названием продолжают использоваться.

 «Сейчас мы летаем на самолете, который больше и надежнее, а кроме того, оснащен новым двигателем, современной авионикой и новыми датчиками, – говорит Миллер. – Да, он ведет свое происхождение от конструкции 1955 года, но это совсем другая зверюга. Я думаю, модернизации продолжаются, потому что сама платформа способна творить чудеса еще многие годы, пока мы не прекратим совершенствовать ее.

Алекс Холлингс