13 фактов об онлайн-образовании: 71,1 % выпускников онлайн-курсов находят работу по специальности

Эффективны ли онлайн-курсы, и можно ли после их прохождения найти работу? НИУ ВШЭ и «Яндекс.Практикум» узнали, как выпускники находят работу и каких результатов достигают после обучения. Делимся данными этого и других исследований рынка онлайн-образования.

Больше половины россиян проходили или проходят онлайн-курсы

Согласно исследованию EdMarket, Talent Tech и «Нетологии», в 2019 году почти ⅔ россиян старше 18 лет, живущих в крупных городах, проходили онлайн-курсы. Основная их цель – обучиться отдельным практическим навыкам в своей профессии, об этом заявили 27 % респондентов. Сменить профессию хотят 6 %, открыть свой бизнес после обучения – 4 %, обучиться отдельным навыкам в другой профессии – 4 %, получить навыки деловой коммуникации – 4 %, расширить круг связей – 1 %.

19 % учатся для себя, 15 % – расширяют кругозор и знания, стремятся к творческой реализации 5 %, стремятся к хорошей физической форме – 5 %, хотят разбираться в себе – 3 %. Еще 1 % не имел цели для обучения

Интересно, что эксперты называют текущий период развития рынка онлайн-образования развивающимся: пользователи только знакомятся с системой обучения через интернет, а курсы и школы только адаптируются под запросы пользователей.

Если в нашей студии открыта вакансия дизайнера, то у 70 % соискателей в резюме есть строчка о прохождении тех или иных онлайн-курсов. Таких людей стало больше с развитием сферы онлайн-образования в целом, плюс тренд на такой формат обучения существенно усилился за последний год.

Факт прохождения курсов соискателем не является сам по себе аргументом «за» или «против». Гораздо интереснее портфолио и личность человека. Если говорить об уровне полученного образования, то, по нашим наблюдениям, он достаточно низкий. Так, у большей части дизайнеров, которые не имели реального практического опыта работы, в портфолио стандартный набор из 3-4 работ не самого высокого качества, с большим набором самых базовых ошибок.

##READMORE_BLOCK_93849##

Основной потребитель онлайн-курсов – женщина 25 лет

Она бизнесвумен, руководитель или специалист, которая хочет получить новую профессию, разобраться в себе и людях или вести здоровый образ жизни.

Источник: Talent Tech

Возрастная категория наших студентов – от 25 до 40 лет. Так выходит, потому что молодые люди еще не видят в дополнительном образовании какой-то ценности: они еще учатся в университетах, не видят реальной ситуации на рынках труда и не до конца понимают, чем действительно хотят заниматься.

Средний чек на дополнительное профессиональное образование – 32 700 р.

Это стоимость курсов по маркетингу. Для сравнения, средний чек за языковой курс – 9 874 р.

Среди россиян популярны курсы в сфере финансов и медицины, живописи, красоты и личностного роста.

71,1 % выпускников онлайн-курсов находят работу по специальности

И половина трудоустройств происходит в первые 2 месяца. Часть студентов устраивается на работу еще до окончания курса.

13 фактов об онлайн-образовании: 71,1 % выпускников онлайн-курсов находят работу по специальности

Для сравнения, больше половины выпускников вуза по специальности не работают: сервис «Работа.ру» выяснил, что по профессии, которую получили в университете, работают всего 36 % респондентов. 40 % не работали по специальности вообще, а 24 % сменили карьерный вектор.

По моим наблюдениям, большинство студентов изначально уже заинтересованы в развитии конкретного проекта либо в личностном росте. Чаще всего это владельцы малого бизнеса, эксперты, которые хотят работать на себя, или наемные сотрудники.

Например, на технические курсы, подразумевающие монотонную работу (я говорю преимущественно о SEO и создании сайтов) редко попадают случайно. В основном студенты этих направлений – люди с техническим образованием программиста или аналитика. Те, кто проходит эти курсы, в основном заранее знают, как будут применять полученные навыки в работе. Поэтому процент трудоустройств после курсов высок.

Мы проводили опрос выпускников школы и сформировали статистику трудоустройства студентов направлений профессионального компьютерного образования, которые учатся 2,5 года:

  • 90 % студентов к моменту защиты диплома уже работают по выбранному профилю;
  • 54 % студентов находит свою первую работу еще в процессе обучения.

Средняя зарплата выпускников – 66 000 р. в месяц

Больше всего выпускники зарабатывают в Москве, что вполне ожидаемо: здесь медианная зарплата составляет 80 000 рублей. В регионах она достигает 50 000 р.

Зарплата в СПб и области почти на 20 000 меньше, чем в Москве. Источник: «Яндекс.Практикум»

Источник: «Яндекс.Практикум»

Больше всего зарабатывают аналитики – 80 000 р.

Дальше идут веб-разработчики (78 500 р.), специалисты по Data Science (72 500 р.), тестировщики (60 000 р.) и фронтенд-разработчики (50 000 р.).

Источник: «Яндекс.Практикум»

##READMORE_BLOCK_93791##

Войти в IT можно без опыта

70,4 % выпускников находят работу, не имея специального опыта, а 78 % начинают карьеру в IT, даже не имея технического образования.

Источник: «Яндекс.Практикум»

Кстати, женщины находят работу в IT даже чаще мужчин: 81,1 % респонденток смогли похвастаться такими результатами. 74,1 % мужчин тоже смогли устроиться IT.

Повезло людям разных возрастных категорий:

  • до 29 лет – 81,7 %;
  • 30-39 лет – 76,3 %;
  • 40 и более лет – 60,7 %.

Что касается интернет-маркетинга, зайти в эту сфере легче всего через продвижение в социальных сетях. Это понятно: направление интересное и популярное. Для каждого типа личности в этой сфере найдется применение. Любишь общаться – велком в комьюнити, есть склонность к расчетам и анализу – тебе прямая дорога в таргетологи. Наверное, этим и обосновывается большой спрос на курс «SMM-специалист» и другие узконаправленные курсы.

##READMORE_BLOCK_88549##

Уже проходили онлайн-курсы? Поделитесь опытом!