Гоните прочь таланты – они не нужны в отделе! Доказано нейробиологами

Талант со стороны – это удар по системе иерархии и резкое обострение борьбы внутри коллектива. Если это и было целью руководства – прекрасно. Но если нет, то команду ждет неуправляемый кризис.

Представьте, вас знакомят с новым коллегой. Вы будете рады такому человеку? Только честно. Вот что о нем известно:

  • По мнению руководства, он будет показывать лучшие, чем вы, результаты.
  • Он рад любым изменениям, используя их в свою пользу.
  • Он никогда не останавливается и даже для старых проблем найдет новые решения.
  • Постоянно что-то развивает в себе.
  • Его ставят в пример, называют настоящим и будущим компании.
  • Руководитель, который его пригласил, сделает все, чтобы он не ушел.
  • У него максимальная, просто невероятная, зарплата по сравнению с заработками других членов коллектива.
  • Ему позволено то, что не позволяется обычным сотрудникам.
  • Шеф считает, что супер навыки достались ему от бога.

Так нужен вам этот коллега? Кажется, у него какая-то запредельная мотивация на успех.

Если вы против, то это нормально. Если за, то у вас самих талант! Талант создавать условия для раскрытия чужих талантов – возможно, вы очень цельный и самодостаточный человек.

Но, как показывают исследования, талант – ненадежный показатель долговременных успехов. И вообще талант – не показатель, а социальное взаимодействие. Поэтому правильнее говорить в этом случае о контингенции.

Контингенция (англ. contingency) – будущее событие или обстоятельство, которое может произойти, но не может быть предсказано определенно (используется в поведенческой нейробиологии).

Борьба за место

Постоянную борьбу за место в иерархии никто не отменял. Хорошая команда – команда с устойчивой иерархией, когда «все расселись и работают». Но пока не закончилась «рассадка по рангам», работа стоит.

Талант со стороны – это удар по системе иерархии и резкое обострение борьбы внутри коллектива. Если это и было целью руководства – прекрасно. Но если нет, то команду ждет неуправляемый кризис.

Приглашение талантов со стороны приводит к дестабилизации и повышает уровень стресса до такой степени, что сотрудники начинают ошибаться во время выполнения самых простых задач – проверено нейробиологами.

Ученые из университета Огайо считают, что стресс, вызванный конкуренцией с заведомо более «сильными» коллегами, формирует так называемый «мозговой пузырь», который искажает восприятие событий и не позволяет сотрудникам воспользоваться прошлыми расчетами конвергентного калькулятора (процесс сближения, схождения (в разном смысле), компромиссов; конвергенция противоположна дивергенции). Другими словами интервенция, или вмешательство, талантов не вдохновляет коллег на подвиги, а разрушает их связь с реальностью.

Что такое талант

Слово «талант» имеет довольно расплывчатое значение. В нем есть некий намек на большой потенциал. Возможно, это врожденное превосходство. Однако, на самом деле, за талантом всегда стоит большая работа, «глубинная практика».

И, конечно, талант не может существовать без поклонников (мы уже упоминали о социальном взаимодействии, которое очень точно характеризует такое явление, как талант). Именно они делают талант талантом. Вот почему это явление хорошо прижилось в спорте, шоу-бизнесе или творчестве. Талантливые художники и писатели – это звучит привычно. И совсем непонятно, зачем это социальное взаимодействие нужно в бизнесе.

Но именно поддержка поклонников иногда служит плохую службу таланту, провоцируя появление «мозговых пузырей». Слишком много критики – плохая мотивация. Но и слишком много одобрения тоже, бывает, действует разрушительно.

«На самом деле, если подумать, состояние высокой мотивации несколько раздражает. Человек отказывается от всего, чтобы работать ради достижения какой-то далекой большой цели. Это не просто: я хочу «X». Это нечто более сложное: я хочу позже получить «X», поэтому сейчас буду упорно заниматься «Y», – пишет автор книги «Код таланта» Дэниел Койл. Он потратил несколько лет, чтобы найти «фермы талантов» и описать «код таланта».

В итоге у него получилась такая формула:

ОЗАРЕНИЕ × учительское мастерство + ГЛУБИННАЯ ПРАКТИКА = ТАЛАНТ

Озарение

Самый мистический фрагмент формулы. Это момент, когда вы вдруг находите дело, увлечение, которым можете заниматься бесконечно долго. Здесь существует множество разных подходов. И споров.

«Талант – это способность верить в успех. Полный бред, когда говорят, что я вдруг открыл в себе дарование. Я просто работал».

Возможно, никакого озарения и не надо. Работайте и талант придет.

Учительское мастерство

Это, по сути, способность распознать талант, его декодировать и по фрагментам отточить. А вот знать, какие именно фрагменты надо оттачивать, – и есть учительское мастерство. И еще некий навык вмешиваться в процесс, когда надо, а также не вмешиваться, когда не надо.

Рон Галлимор, ныне почетный профессор Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, так описал это искусство:

«Хорошие учителя обращают большое внимание на слова и действия ученика, и, благодаря этому, а также глубоким познаниям в предмете, могут заметить робкие и неуклюжие усилия ученика достичь мастерства, и помочь приблизиться к цели четко сформулированным указанием».

Мастерство – это изолирующие оболочки, вырабатываемые вокруг нервных путей в ответ на прохождение определенных сигналов. Чем больше миелина, тем быстрее идет сигнал. И вот у вас уже «голов» за сезон больше, чем у Месси.

Глубинная практика

На что обращает внимание Дэниел Койл: «Наблюдая за эффективными занятиями, мы обычно описываем их такими словами, как настойчивость, концентрация или сосредоточенность. Но эти слова не совсем подходят, поскольку не отражают сути. Тренировки выдающихся спортсменов могут показаться странными, ибо занимающиеся ищут сложности. Они намеренно балансируют на грани своих возможностей, так что вероятность неудачи возрастает. И почему-то неудачи лишь повышают мастерство». Да, без труда никак.

Вывод: талант не должен что-то знать

«Чтобы декодировать мозг, нужен мозг!» – говорят нейробиологи, а чтобы декодировать талант, нужен талант, обнаружил Дэниел Койл.

То, что увидел Койл, по крайней мере, опровергает расхожее мнение. То есть чтобы быть компетентным, вы должны знать как можно больше, но для того, чтобы быть талантливым (подразумевается от рождения), вы не должны знать ничего.

Как не стать талантливым посмешищем

На этот счет у нейробиологов тоже есть особое мнение (они такие зануды!):

«Независимо от того, страдает ли человек от чрезмерной самонадеянности или менее опасного излишнего оптимизма, в любом случае зоны нейронной контингентности изменятся. Пониженная способность воспринимать объективную реальность мешает принимать информированные решения. Именно поэтому, – настаивает нейробиолог Келли Ламберт, – необходимо сохранять осведомленность наших нейронных цепей (не отрываться от реальности, – прим. ред.). Это позволит провести параллели между нашим внутренним и внешним мирами. Кроме того, так мы сможем сопоставить наш прошлый, нынешний и будущий опыт».

Такая приземленность нейронных цепей (адекватность восприятия окружающего мира) станет вакциной от чрезмерной самонадеянности, излишней оптимистичности и других болезней талантов. Мы не будем витать в облаках, а значит сможем как следует подготовиться к тому, что нас ждет.

Хотя термин well-grounded (англ. хорошо подготовленный, обоснованный, заземленный) в научной литературе по нейробиологии отсутствует, но сейчас упомянуть его вполне уместно.

Что говорят о себе таланты

«Я хорошо знаю, что у меня нет особого таланта – любопытство, навязчивость и упорная выносливость в сочетании с самокритикой привели меня к моим идеям».

Наверняка вам знаком не только Эйнштейн, но и Стивен Кинг – талантливый американский писатель. Он опубликовал 60 романов, не считая повестей и рассказов, по которым сняты сотни фильмов, а в мире продано более 350 миллионов экземпляров его книг. Как он добился такого успеха?

Во-первых, Кинг — это глубинная практика. Стивен не делает перерывов. Никогда. Ни по праздникам, ни в свой день рождения. Он не разрешает себе остановиться, пока не выполнит дневную норму в 2000 слов. Утром он садится за рабочий стол около 8:00-8:30, и, порой, успевает управиться уже к 11:30. Но чаще, чтобы закончить, ему приходится сидеть до 13:30. День и вечер остаются свободными — можно дремать, писать письма, читать, общаться с родными и смотреть по телевизору матчи любимой команды Boston Red Sox.

Во-вторых, он очень приземлен, даже когда «видит сны». Вот как он описывает свою работу:

«Ваш график – прийти каждый день примерно в одно время, выйти, написав тысячу слов на бумаге или на диске, — существует, чтобы создать у вас привычку, научить видеть сны; точно так же, как готовит вас к обычному сну укладывание в кровать примерно в одно и то же время с одним и тем же ритуалом. Когда пишем и когда спим, мы учимся быть физически неподвижными и при этом побуждать свой разум вырываться из рельсового пути дневного мышления. И как тело и разум привыкают к определенному количеству сна каждую ночь — шесть часов или семь или рекомендуемые восемь, — точно так же вы тренируете бодрствующий разум на творческий сон и выработку живых сновидений наяву, которые и есть успешный результат беллетристики».

Как с пользой «закопать свой талант в землю»

Закопать следует незнание и надежду на то, что как-нибудь да получится. Речь не о том, чтобы угробить свой талант (мы уже разобрались, что такое талант на самом деле), а о том, чтобы развить умения и навыки, принимаемые окружающими за талант, и получить безупречный инструмент для достижения намеченной цели.

1. Хорошо, если рядом есть мастер, который будет вас направлять.

2. Озарение – это проще,чем кажется на первый взгляд: надо вкладывать страсть в то, что вам нравится делать, что вы можете практиковать с неугасимым энтузиазмом. Как сказал бы Джон Леннон – верить и работать.

3. Сообщество. С самого начала стоит тратить силы на формирование своих если не поклонников то соратников. Сообщество дает нам ощущение места. Люди часто описывают это как ощущение того, что вы нашли свой дом. Дело в принадлежности. Речь идет о том, чтобы быть частью группы, в которой вы чувствуете, что вас знают и ценят.

4. Предсказуемость. Практика и еще раз практика. Регулярность. Накопление контингентного капитала. Посмотрите на Стивена Кинга.

5. Участие. Постоянное и регулярное. Надо принимать участие в своей жизни. Общаться с людьми. Тогда талант будет распознан, принят и признан. Какой? Время покажет. В конце концов вы обладаете самым мощным компьютером в мире, способным совершать миллиард миллиардов операций в секунду. Это ваш мозг.

##READMORE_BLOCK_96221##