Мозг в восторге: почему креативщикам нужно слушать музыку

Музыка – не просто развлечение, дающее отдых усталому уму, и стимул для пятничных плясок тела. Это мощнейшее средство тренировки мозга, которое (какая удача!) не требует сознательных усилий при применении. Профессионалам-креативщикам, будь они создатели контента, дизайнеры, рекламисты, художники, коммерческие писатели и даже программисты, слушать музыку прямо-таки показано.

Музыкальное воздействие способно улучшить состояние мозга даже у людей с такой страшной штукой, как деменция (старческое слабоумие, распад психических функций после болезни или травмы).

В 2020 году группа ученых из четырех стран провела метаанализ множества опубликованных исследований по данной теме и выяснила, что терапевтический эффект музыки при деменции действительно существует – особенно если музыкальная терапия проводится часто. Наибольшую эффективность показали прослушивание музыки и пение.

Исследователи обнаружили, что музыка заставляет мозг одновременно заботиться о восприятии звуков, ритмов и текстов, которые она содержит, а также продолжать прислушиваться к «звучанию» окружающей среды. Было доказано, что это вызывает широкую активацию многих отделов коры головного мозга и, как следствие, улучшение когнитивных (умственных) функций.

Выяснилось также, что музыкальные тренировки являются сильным стимулом для нейропластических изменений. Иначе говоря, перекоммутации различных нейросетей для лучшего приспособления к текущей ситуации. Музыка уменьшает дегенерацию нейронов, повышает пластичность мозга и вынуждает его создавать новые связи.

Частое прослушивание музыки пациентами с разрушающейся психикой помогло им бороться даже с депрессивным состоянием и в принципе улучшать качество повседневной жизни.

Напомним, что речь идет о людях с тяжелыми расстройствами, с «распадающимся» мозгом. Вообразим же, какова может быть сила воздействия музыки на здоровых профессионалов! И перейдем к подробностям.

«Гусиная кожа» или мурашки, вызванные музыкой – это не игрушки

Значительный процент людей отмечает у себя особое телесное переживание: при прослушивании музыки, которая очень нравится либо вызывает жгучий интерес, по спине может ощущаться дрожь, а на руках и плечах – пробегать мурашки.

Было бы наивно полагать, что в этом процессе не участвует мозг. Однако точно доказано это участие было сравнительно недавно. В марте 2021 года группа ученых из Чехии, Турции, Малайзии и Румынии опубликовала отчет об исследовании, в ходе которого впервые подтвердилась связь между электрической активностью мозга и «гусиной кожей», возникающей при прослушивании музыки. Причем она была оценена и подсчитана количественно.

Экспериментаторы выяснили, что наиболее значительные изменения электроэнцефалограммы мозга регистрируются при восприятии расслабляющей музыки, попсы и рока. Одновременно с ними ученые зафиксировали явные колебания кожно-гальванической реакции (GSR).

Оказалось, что мозг и кожа синхронно реагируют на музыкальные стимулы. И особенно ярко эта реакция видна при переходе слушателя от расслабляющих треков к поп- и рок-песням.

Также исследователи зафиксировали сильную корреляцию между изменениями сложности сигналов ЭЭГ и GSR в ответ на разные типы музыки…

Мозг в восторге: почему креативщикам нужно слушать музыку

Попытки объяснить, как возникают «музыкальные мурашки», с применением другого инструментария предпринимались и раньше. Несколько исследований показали, что миндалевидное тело мозга, оказывается, получает прямые сигналы (или проекции) из слухового аппарата. А этот мозговой отдел, кроме прочего, отвечает за формирование автобиографических эмоционально окрашенных воспоминаний человека – как плохих, так и хороших.

Выходит, что музыка каким-то образом напрямую влияет на «эмоциональный центр» нашей личности. Ученые доказали, что сложные звуки, «накачанные» эмоциями, вторгаются в деятельность миндалины и меняют ее.

Также выяснилось, что интенсивные ощущения, вызываемые музыкой, связаны с тем, что эмоциональные треки действуют на активность прилежащего ядра. Этот отдел мозга активно участвует в формировании чувства удовольствия, которое является эволюционной «наградой» человека за выгодное для выживания поведение, и работает как часть так называемой «системы подкрепления».

Когда определенные области прилежащего ядра и миндалины активны в смысле приготовления и «доставки» мозгу химического вознаграждения, то последний (если все немного упростить) получает восхитительный коктейль из дофамина и внутренних биологических аналогов опиоидов и каннабиоидов. Отсюда и эффект музыкальной «дрожи» или «гусиной кожи».

Музыка каким-то образом способна вторгаться в святая святых человеческого мозга – в работу химических лабораторий, отвечающих за формирование и сохранение эмоциональных воспоминаний, за чувство острого удовольствия и, как мы увидим далее, за обучение всяким сложным штукам. Как музыкальная информация это делает, пока доподлинно неясно, но то, что она действительно это может, доказано вполне определенно (ссылки на научные работы – в конце статьи).

Как музыка нас «учит» при помощи дофамина и не до конца понятных механизмов

Активность различных зон мозга обычно регистрируют, наблюдая повышенный уровень церебрального кровотока, который заметен на томограмме. При помощи магнитно-резонансной томографии и было обнаружено воздействие музыки на те отделы, что, по выражению ученых, «критически важны для формирования вознаграждения и подкрепления».

Их много: прилежащее ядро, полосатое тело, таламус, мозжечок, передняя поясная кора головного мозга, орбитофронтальная кора и другие. И что интересно, все они занимаются не только удовольствиями и памятью, но и обучением личности, регулированием ее целеустремленного поведения, а также мотивацией к учебе и каким-либо действиям.

Например, прилежащее ядро играет ключевые роли в движении, обучении, в проявлениях человеческой импульсивности, в людском рискованном поведении, в поведении при кормлении, в сексуальной мотивации. Также этот отдел мозга вовлечен в обработку стимулов и вознаграждений и особенно – непредсказуемых наград, на которые так щедра хорошая музыка.

Как выяснили ученые в последние десятилетия, прослушивание приятной музыки одновременно вызывает выброс нейромедиатора дофамина (являющегося также и гормоном) и увеличение кровотока во всех упомянутых областях мозга. Дофамин не является нейромедиатором удовольствия как таковым, он отвечает за его предвкушение, за мотивацию и целенаправленное поведение, которое в будущем принесет награду. И дофамин как «гормон предвкушения» мощно мотивирует нас не только к сексуальной активности и прочим наслаждениям, но и к учебе.

Музыка, вторгаясь в работу сложной системы обучения при помощи своего специфического «пряника», оказывается своего рода «учителем». Причем заметно влияет на успехи обучающихся даже при пассивном прослушивании. Нам в этом случае и делать ничего не надо, чтобы мотивация чему-нибудь научиться возникла.

Исследования показали, что музыка активирует нейронные сети, которые вообще не должны бы быть связаны с обработкой звуковых стимулов и музыкальной информации. Она как бы «заходит на чужую территорию» и властно создает там замечательные эффекты.

Например, заставляет мозг активироваться для пространственно-временной обработки информации, то есть стимулирует трехмерное мышление и помогает успешному мысленному расположению объектов не только в пространстве, но и по линии времени. Кстати, было замечено, что прослушивание музыки помогает при обучении вождению автомобиля.

Мозг в восторге: почему креативщикам нужно слушать музыку

Исследователи обнаружили, что изучение музыки, ее структуры и музыкального «текста», игра на музыкальных инструментах улучшает у людей понимание математических концепций и вычислительных проблем (здесь вспомним программистов из начала статьи).

Доказана сильная связь между изучением музыки и тем, насколько хорошо учащиеся справляются со стандартными тестами на качество чтения и устной речи. «Музыкальные» дети, как выяснилось, ярче преуспевают и в чтении, и в умении красиво говорить.

При изучении иностранных языков музыка тоже делает чудеса. Один эксперимент с англоязычными взрослыми и венгерским языком показал, что люди лучше запоминают иностранные слова, если они спеты, чуть хуже – если даны в ритмичной речи, еще хуже – если даны в разговорной речи.

И важный момент: активные музыкальные занятия необязательны. Простое пассивное слушание музыки тоже стимулирует более успешное обучение словесности и улучшает память. Например, несколько исследований с применением МРТ показали, что и здоровые молодые, и пожилые люди более эффективно обучались вербальным практикам, более крепко запоминали информацию, если на фоне играла музыка. Обучение в тишине давало результаты хуже.

##READMORE_BLOCK_92651##

Теории: почему так происходит?

Основных гипотез у ученых две. Возможно, они дополняют друг друга. Обе сообщают, что при активации процессов кодирования и извлечения информации в мозге важны внутренние факторы (например, мотивация) и внешние (например, материал, который нужно изучить).

Есть основания говорить, что музыка влияет и на те, и на другие.

Скажем, «теория динамического присутствия» утверждает, что музыка каким-то образом помогает структурировать входящую информацию и запоминать ее. Цитата:

«Мелодичные и ритмические свойства музыки могут служить шаблоном, который стимулирует формирование внутреннего ритма в корковых сетях, участвующих в обучении и памяти».

Якобы музыка, имеющая определенную временную структуру и событийность, вызывает систематизированные во времени колебания человеческого внимания, что способствует как временной, так и структурной интеграции информации.

Другая гипотеза фокусируется скорее на музыкальном «управлении» настроением. И утверждает, что позитивное влияние музыки на когнитивные способности вызвано тем, что она регулирует уровень возбуждения (чем оно выше в разумных пределах, тем значительней производительность мозга), а также способна уменьшать депрессивный настрой. Есть множество исследований, подтверждающих, что настроение сильно влияет на производительность во время IQ-тестов и решения пространственных задач…

Существуют гипотезы, говорящие, что не вся музыка хорошо работает как стимул обучения и запоминания, а лишь та, что содержит мощный эмоциональный посыл (и действительно, на свете достаточно унылой графоманской ерунды, которая никаких мурашек не вызывает).

Поскольку эмоциональная музыка, как мы выяснили выше, запускает активность структур мозга, в решающей степени вовлеченных в работу системы мотивации и вознаграждения, она может напрямую влиять на стремление человека к награде. И косвенно – на прирост умственной производительности. Цитата:

«Музыка, скорее всего, активирует систему вознаграждения из-за своей мощной эмоциональной составляющей, что, в свою очередь, облегчает выполнение разнообразных вербальных мнемонические заданий, так как в процессе обучения система вознаграждения играет огромную роль».

Исследования выявили, что любые эмоциональные звуки окружающей среды вызывают активность в целом ряде отделов мозга, связанных с эмоциональной оценкой происходящего и ранней обработкой эмоций.

Мало того, эмоциональная (как радостная, так и грустная) музыка способна влиять на уровень содержания кислорода в крови, циркулирующей в мозге, что вообще уже выглядит каким-то волшебством, ведь музыка нематериальна…

Мозг в восторге: почему креативщикам нужно слушать музыку

##READMORE_BLOCK_94049##

Зачем еще слушать музыку? Снимать стресс!

В ходе одного жестокого исследования 2003 года испытуемым причиняли стресс, имитирующий повседневные неприятности, и замеряли у них уровень кортизола после стрессовых событий. Одна группа участников во время измерений слушала расслабляющую музыку, другая – сидела в тишине. У первой, как можно догадаться, концентрация гормона стресса в крови снижалась быстрее.

Другое исследование показало, что прослушивание расслабляющей музыки уменьшает частоту сердечных сокращений и уровень артериального давления, которые были повышены из-за стрессового воздействия – и тоже быстрее, чем нахождение в тишине.

Несколько экспериментов доказали, что музыка успешно управляет эмоциями, отвлекая людей от неприятных раздражителей. Например, оказывает успокаивающий и обезболивающий эффект во время медицинских процедур. Также музыка помогает в лечении шума в ушах и расстройств, связанных с дефицитом внимания.

Помимо прочего, учеными были получены доказательства эффективности музыкальной терапии при аффективных расстройствах, таких как тревожность, депрессия и посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). Это явление объясняют влиянием музыкальных стимулов на работу миндалевидного тела и орбитофронтальной коры, вовлеченных в формирование самих расстройств.

##READMORE_BLOCK_93182##

Немного спекулятивное резюме

Возможно, удивительные свойства музыки связаны с самой ее природой. Инструментальная музыка не несет никаких словесных и визуальных образов и смыслов, ни на что не намекает, ни о чем не «говорит». Вместе с тем она физически и математически структурирована во времени и как бы «в пространстве». Она является частью «физики» и «математики» окружающего мира, но значительно более гармонизированной, стройной частью.

А наш мозг очень любит все классифицировать, систематизировать, структурировать, располагать во времени и мысленном пространстве. По всей видимости, получая «бессмысленный» музыкальный стимул, он вовлекается в некий резонанс с физической пульсацией музыки. А она, по сути, и есть физика – физика звука, сложная система структурированных и гармонизированных колебаний воздушной среды в широком частотном диапазоне.

Мы можем предположить, что именно «физичность» музыки заставляет мозг так мощно на нее реагировать, вплоть до озноба и мурашек. И «включать» столько сложных систем, прямо никак не связанных с обработкой звуковых сигналов…

В связи с этим можно уверенно говорить, что профессионалам креативных отраслей, которые во время своей работы как раз и вызывают к жизни визуальные и вербальные системы, сюжеты, образы и смыслы (в пространстве и во времени), очень полезно использовать музыкальные стимулы.

Как представляется после всего сказанного, музыка способна создавать новые нейронные «мостики» внутри сетей и между сетями – на нескольких уровнях. У профессиональных музыкантов даже фиксируют рост мозолистого тела – структуры, связывающей два полушария головного мозга.

Рост и усложнение нейронных сетей неминуемо приводит к росту ассоциативных, образных, и смысловых связей у творческой личности. А нам все это ой как нужно, ведь креативность, кроме прочего – это еще и способность создавать новое и сложное из старого и простого, связывать доселе несвязанное, рождать ассоциации, до которых еще никто не додумался, комбинировать неожиданные образы, приемы и техники.

Постоянное обучение тонкостям творческих ремесел, облегчать которое может музыка, – это вообще хлеб креативщиков. Не говоря уже о том, что многие жанры требуют от них эмоциональности, а с нею музыка тоже может поспособствовать.

С какой стороны не посмотри, музыка оказывается первейшим другом творческого профессионала. И, кстати, чем человек старше, тем сильнее стоит с нею дружить. Ведь деменция – коварная штука – подкрадывается незаметно…

Литература

Для тех, у кого тема вызвала серьезное любопытство, приводим перечень научных источников, к которым прямо или опосредовано обращался автор:

1. Chanda, M. L., & Levitin, D. J. (2013). The neurochemistry of music. Издание: «Trends in Cognitive Sciences».

2. Das, P., Gupta, S., & Neogi, B. (2020). Measurement of effect of music on human brain and consequent impact on attentiveness and concentration during reading. Издание: «Procedia Computer Science».

3. Ferreri, L., & Verga, L. (2016). Benefits of Music On Verbal Learning and Memory: How and When Does It Work? Издание: «Music Perception».

4. Foster, N. A., & Valentine, E. R. (1998). The effect of concurrent music on autobiographical recall in dementia clients. Издание: «Musicae Scientiae».

5. Fuster, J. M. (2001). Prefrontal Cortex. Издание: «International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences».

6. Hillman, E. M. C. (2014). Coupling Mechanism and Significance of the BOLD Signal: A Status Report. Издание: «Annual Review of Neuroscience».

7. Koelsch, S. (2009). A Neuroscientific Perspective on Music Therapy. Издание: «Annals of the New York Academy of Sciences».

8. Koelsch, S. (2014). Brain correlates of music-evoked emotions. Издание: «Nature Reviews Neuroscience».

9. Koelsch, S. (2018). Investigating the Neural Encoding of Emotion with Music. Издание: «Neuron».

10. Lepping, R. J., Bruce, J. M., Gustafson, K. M., Hu, J., Martin, L. E., Savage, C. R., & Atchley, R. A. (2019). Preferential activation for emotional Western classical music versus emotional environmental sounds in motor, interoceptive, and language brain areas. Издание: «Brain and Cognition».

11. Salgado, S., & Kaplitt, M. G. (2015). The Nucleus Accumbens: A Comprehensive Review. Издание: «Stereotactic and Functional Neurosurgery».

12. Särkämö, T. (2018). Music for the ageing brain: Cognitive, emotional, social, and neural benefits of musical leisure activities in stroke and dementia. Издание: «Dementia».

13. Särkämö, T., & Sihvonen, A. J. (2018). Golden oldies and silver brains: Deficits, preservation, learning, and rehabilitation effects of music in ageing-related neurological disorders. Издание: «Cortex».

14. Scripp, L. (2002). «An Overview of Research on Music and Learning».

15. Sharma A. (2011) Regional Cerebral Blood Flow. Цитируется по Kreutzer J.S., DeLuca J., Caplan B. (eds). Издание: «Encyclopedia of Clinical Neuropsychology», Springer, New York, NY. 16. Thaut, M. H. (2010). Neurologic Music Therapy in Cognitive Rehabilitation. Издание: «Music Perception».

17. Celia Moreno-Morales, Raul Calero, Pedro Moreno-Morales and Cristina Pintado. Music Therapy in the Treatment of Dementia: A Systematic Review and Meta-Analysis. Издание: «Frontiers In Medicine / Getiatric Medicine».

18. Hamidreza Namazi, Dumitru Baleanu, Shafiul Omam and Ondrej Krejcar. Analysis of the Correlation Between Brain and Skin Reactions to Different Types of Music. Издание: «Fractals».